страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Уже не страшно Новые санкции США не несут ущерба экономике РФ
Аналитика | Страхование | Каско и быль
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Каско и быль

Те, кто увлеченно следил за реформой "автогражданки", пропустили рост цен на каско. С начала года цены на эти полисы взлетели на 20-40%, а в убыточных для страховщиков регионах — на все 100%. Осенью подорожает и ОСАГО, но тут есть нюанс: в результате одни автовладельцы смогут о каско забыть, а другие — покупать его на порядок дешевле.

В июле реформу "автогражданки" одобрил Совет федерации. Ряд поправок в закон "Об ОСАГО" вступит в силу уже через 10 дней после официальной публикации документа, и с 1 сентября цены на ОСАГО могут вырасти. Тарифы — самый больной вопрос реформы "автогражданки", тем более что до сих пор непонятно, насколько она подорожает. Все остальное водители должны принять на ура.

С 1 октября выплаты по имущественному ущербу от ДТП увеличатся до 400 тыс. руб. c нынешних 120 тыс. С 1 апреля выплаты по ущербу здоровью и жизни составят 500 тыс. руб. на каждого пострадавшего в ДТП вместо 160 тыс. руб. на всех. Максимальный износ деталей при расчете выплаты будет учитываться как 50%, а не 80%, как сегодня. Кроме того, водителям, машины которых оборудованы спутниковой системой, будет проще оформлять ДТП без вызова ГИБДД (европротокол), потому что максимальные страховые выплаты вырастут здесь с 25 тыс. руб. до 50 тыс. руб., а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области — до 400 тыс. руб.

Таким изменениям автовладельцы не могут не радоваться. Они и рады: более 52% водителей, опрошенных в рамках исследования холдинга "Ромир" в наиболее убыточных с точки зрения ОСАГО регионах РФ, высказались за проведение реформы. За увеличение объемов выплат по "автогражданке" тоже голосует большинство, причем это большинство понимает, что роста тарифов и стоимости полисов "автогражданки" не избежать. Тем более что благодаря затянувшемуся публичному спору между правительством и страховщиками 82% опрошенных слышали о грядущем повышении тарифов в ОСАГО.

Правда, каждый пятый (21%) готов вообще ОСАГО не покупать, но при этом, видимо, ездить. А каждый десятый согласен приобрести липовый полис ОСАГО (10%), чтобы страховщики окончательно перестали спать спокойно, потому что в результате реформы они станут отвечать за все липовые бланки с брендом своей компании так же, как если бы они были настоящими (если только страховщик заранее не заявит об их хищении). И еще 76% опрошенных автовладельцев заявили о необходимости введения льгот для малообеспеченных категорий граждан на рынке ОСАГО. То есть ЦБ, которому еще предстоит установить новый тариф, нужно будет решить непростую задачку.

Дело в каско

"Страхование — это не хлеб! Это не продукт первичного спроса",— отвечает топ-менеджер крупной страховой компании на вопрос, почему бы страховщикам не повышать, а снижать цены, чтобы развивать страхование. Страховщиков, которые всем рынком сидят и ждут решения ЦБ по тарифам ОСАГО, можно понять. Ведь никому не приходит в голову требовать введения бесплатных талонов на бензин для малообеспеченных граждан. А скидку в ОСАГО и так получишь, если ездишь без аварий.

Можно обвинять страховщиков в паникерстве, но есть цифры, показывающие, как у них обстоят дела. В 2013 году рост всего рынка страхования заметно замедлился: 11,4% против 22% в 2012 году. А ряд крупных автостраховщиков зафиксировали драматическое сокращение чистой прибыли. В частности, у ВСК по сравнению с 2012 годом она снизилась на 43,7%, у "Ресо-Гарантии" — на 62,15%, у "Ингосстраха" на — 71,66%, а у "АльфаСтрахования" — на 99,57%.

Параллельно дорожали полисы каско. "Рынок был вынужден увеличить тариф по каско. Повышение составило 30-40%",— рассказывает руководитель управления андеррайтинга компании "АльфаСтрахование" Илья Григорьев. "Напрямую убыточность по ОСАГО не оказывает влияния на тарифы по каско, если только не строить модель развития бизнеса, связанную с кроссом одного вида за счет другого",— поясняет директор центра андеррайтинга и управления продуктами СК "Согласие" Дмитрий Кузнецов. "Заметным влияние ОСАГО на каско станет только, когда проникновение каско увеличится с нынешних 10-12% автомобилей хотя бы до 50-60%,— говорит гендиректор ОАО "Росгосстрах" Дмитрий Маркаров.— В последнее же время наблюдалось сразу несколько факторов, влияющих на убыточность каско,— это удорожание автомобилей и, соответственно, запасных частей и рост стоимости ремонтных работ".

Причем изменения в валютном курсе в первой половине года, по словам Ильи Григорьева, повлияли на тарифы каско не столь уж значительно — в отличие от автоюристов, которые, "сняв сливки в ОСАГО, переключились на каско"; их успехи в судах вынуждают страховщиков задирать тариф куда сильнее. "Страховщики вынуждены производить выплаты даже за те опции, которые страхователь не покупал в рамках своего договора страхования",— рассказывает Дмитрий Маркаров. "Например, мы вынуждены платить по угонам автомобилей без предоставления комплектов ключей, оригиналов документов. Мы платим за водителей, которые не вписаны в полис, по договорам с просроченными сроками оплаты, компенсируем утрату товарной стоимости и т. п.",— перечисляет Григорьев.

По его словам, количество угонов по некоторым маркам автомобилей увеличилось в несколько раз: "Например, примерно в 10 раз чаще стали угонять модели Land Rover. Конечно, это повысило цену страховки для этой достаточно популярной сейчас марки". К тому же из-за экономических неурядиц народ валом повалил к страховщикам, чтобы заявлять случаи, на которые раньше не обращали внимания, вроде мелких царапин.

В результате цены на каско выросли для всех, в том числе для безупречных водителей. Для владельцев кредитных авто, которые и составляют значительную часть покупателей каско, это особенно неприятная новость — приобретать полисы их обязывают банки. В то время как, по оценкам гендиректора "БИН Страхование" Михаила Манчурака, "доля кредитных ТС на рынке каско составляет примерно 60%".

Всеобщая оптимизация

"Надо отдать должное эффективности менеджеров страховых компаний. Они очень жестко продавливают автодилеров, чтобы те увеличивали скидки на запчасти и снижали стоимость нормо-часов",— отмечает вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр" Владимир Моженков. Он напоминает, что, по подсчетам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковушек в России сократились в июне на 17,3%, а по итогам года падение может составить 12%. Что касается роста цен на автомобили, то, по его словам, не все так однозначно. "Цены на "ВАЗы" действительно выросли, а вот средняя стоимость Audi снижается третий год подряд. Mercedes, да, подорожали, зато средняя стоимость Porsche, напротив, уменьшилась",— рассказывает Владимир Моженков, который полагает, что страховые компании пытаются компенсировать свои потери в прибыли как за счет потребителей, так и за счет продавцов машин.

Желание вполне справедливое. Другое дело, что автовладельцам, наоборот, очень хочется оптимизировать свои расходы за счет страховых компаний. И в самом ближайшем будущем и у тех и у других появится шанс, так сказать, найти компромисс. "Реформа ОСАГО (увеличение лимитов и страховых премий) напрямую повлияет не на стоимость каско, а на количество заключаемых договоров каско. В первую очередь их станет меньше в сегменте бюджетных авто. Водители—владельцы ТС стоимостью менее 400 тыс. руб., скорее всего, вообще перестанут покупать каско, поскольку в случае ДТП не по их вине ущерб будет полностью возмещен по полису ОСАГО",— рассказывает Михаил Манчурак. Кроме того, по его мнению, рост лимитов в ОСАГО может заставить задуматься об отказе от каско и безаварийных владельцев машин в сегменте от 500 тыс. до 1 млн руб. "Вырастет доля страховых продуктов каско с франшизой в размере лимитов по ОСАГО, стоимость которых существенно ниже стоимости полного каско",— прогнозирует Михаил Манчурак. То есть идея в том, чтобы ущерб до 400 тыс. руб. покрывался за счет ОСАГО, в таком случае эта франшиза по каско позволит увеличить выплаты по страховке в несколько раз.

По словам Манчурака, такой полис для относительно дорогой машины может стоить 5-10 тыс. руб., или в 10 раз меньше полного каско. Страховка с франшизой является абсолютной нормой в западных странах, напоминает Илья Григорьев. Он тоже предсказывает широкое распространение страхования с франшизой, а также продуктов, которые покрывают определенный набор рисков, например угон или уничтожение. "Так как "полный" продукт будет стоить довольно дорого, автовладельцы будут оптимизировать расходы на страхование,— уверен Илья Григорьев.— Мы уже видим рост спроса на продукт, который в нашей компании называется "50х50+",— покрывающий определенный набор опций".

Впрочем, окончательно цивилизованным страховой рынок станет, когда страховщики создадут единую базу страховых историй. Согласно поправкам в закон "Об ОСАГО", такую информационную систему должны сделать к 1 января 2015 года. Тогда страховые компании смогут считать тариф каско не как "среднюю температуру по больнице" для 40-летних мужчин в Южном федеральном округе, а выставлять индивидуальный тариф, в зависимости от того, как хорошо и как много ездит клиент.

И кстати, подобные продукты на рынке уже есть. К примеру, страховая группа "Уралсиб" запустила продукт "Точное каско". "Его особенность — использование телематического устройства (система мониторинга.— "Деньги")",— рассказывает руководитель департамента по страхованию имущества и автострахованию СГ "Уралсиб" Мария Барсова.

Для сбора статистики страховщики бесплатно выдают клиенту устройство и подключают его к автомобилю на три месяца. И по таким параметрам, как пробег, количество опасных маневров, время поездки, превышение скорости рассчитывают рейтинг безопасности конкретного водителя. "Это позволяет аккуратным водителям получать скидки до 50% на второй платеж по каско, а нам — держать убыточность под контролем",— рассказывает Мария Барсова. Кстати, первая статистика у страховщиков уже есть. "К сожалению, пока наши водители не самые аккуратные, поэтому средний размер скидки — всего 17%",— добавляет она.

Кстати, то, что спор по тарифам ОСАГО затянулся, похоже, к лучшему. Пока нет единой базы страховых историй, говорить о достаточности или недостаточности тарифов не совсем корректно. Но, в конце концов, это и в интересах автовладельцев, чтобы сами страховщики пережили реформу "автогражданки". Потому что более 90% респондентов в исследовании "Ромира" полагают, что ОСАГО необходимо сохранить.

Вера Брындина, Мария Глушенкова (КоммерсантЪ)
10:28 | 22 июля 2014 г.
О проектеРекламаКарта сайта