страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
О чем пишут | Страхование | Скорость автомобилистов измерят за их счет
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Скорость автомобилистов измерят за их счет

Минтранс одобрил идею устанавливать на автомагистралях скоростемеры за счет страховых компаний. На это предлагается направить 2% от страховых взносов по ОСАГО. В министерстве надеются, что с помощью радаров можно будет обуздать лихачей на российских дорогах. Сегодня с помощью скоростемеров можно лишь фиксировать превышение скорости водителями - штрафовать их за это не позволяет закон. Но даже если законодательство изменится, на то, чтобы оснастить все российские дороги радарами, денег страховщиков никак не хватит.

Как показывает зарубежный опыт, видеокамеры, совмещенные с радаром и способные фиксировать превышение скорости и номер автомобиля нарушителя, - самое лучшее решение проблемы высокой аварийности на дорогах. Дело в том, что из-за превышения установленной скорости происходит каждая третья авария. Но поймать нарушителя инспекторам Госавтоинспекции удается лишь в 3-5% случаев. А наказание несут и того меньше водителей - часто нарушение скоростного режима доказать не удается, а часть водителей и вовсе откупается от инспектора сторублевкой. Тем временем число подобных нарушений постоянно растет. По данным ГИБДД, за последние 10 лет - в два раза. Из-за превышения скорости в прошлом году погибли 11 тыс. человек и были ранены 73 тыс. человек.

Этим летом Минтранс уже начал устанавливать первые автоматические радары на трассе Москва - Минск. По мнению министра транспорта Игоря Левитина, чтобы контролировать скоростной режим на этой автомагистрали, нужно не менее 100 скоростемеров, а в масштабах страны - всего 700. Стоимость одного контрольного поста со скоростемером - 8 млн рублей, так что потребуется на это всего около 4 млрд рублей.

Масштабы какой страны имел в виду министр транспорта, когда называл эти цифры, непонятно. Может быть, это касается лишь трасс федерального значения, за которые несет ответственность его ведомство. Но 700 радаров никак не хватит на 47 тысяч километров федеральных автомагистралей. Как показывает зарубежная практика, после встречи с радаром или инспектором, измеряющим скорость, водители инстинктивно убирают ногу с педали газа. И их благоразумия хватает примерно на ближайшие 5-10 км. Можно, конечно, для экономии, как в Великобритании, половину радаров заменить муляжами. Но все равно на то, чтобы полностью контролировать скоростной режим на федеральных трассах, потребуется раз в 5 больше измерительных комплексов, чем предполагает Минтранс. Соответственно вырастает и стоимость программы. И где же на все это взять денег?

Выход предложили сами страховщики. Они хотят выделить 2% от тарифа по ОСАГО на финансирование предупредительных мероприятий по улучшению безопасности дорожного движения. Заместитель министра транспорта Евгений Москвичев оценил ежегодный взнос автостраховщиков в безопасность дорожного движения в 1 млрд рублей. По мнению Москвичева, помимо установки радаров эти средства могли бы пойти на поддержание дорожного полотна в нормальном состоянии, на устройство новых пешеходных переходов, установку ограждений и освещение дорог.

"Во всем мире страховые компании - главный инвестор в безопасность дорожного движения, они заинтересованы в том, чтобы аварий и смертей на дорогах было меньше, - говорит депутат Госдумы, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - У нас же этого практически нет, страховщики не считают нужным заниматься профилактикой и отдают гроши на эти цели". Но даже если все средства, полученные от страховщиков, потратить только на установку скоростемеров на дорогах, их хватит лишь на пресловутые 700 радаров, что собирается установить Минтранс. Вместе с "долгами" за прошлые годы со страховщиков как раз можно взять 4 млрд рублей. А на оснащение радарами всех 600 тысяч километров российских дорог общего пользования и вовсе никаких денег не хватит.

Впрочем, до поры до времени с этим можно и не спешить. При нынешнем законодательстве автоматические радары остаются лишь дорогой, но бесполезной игрушкой. Дело в том, что Кодекс об административных правонарушениях четко диктует презумпцию невиновности водителя по принципу "не пойман - не вор". Ситуация изменится, когда через Госдуму пройдут поправки в КоАП, предписывающие наказывать за нарушение не водителя, сидящего в этот момент за рулем автомобиля, а его настоящего владельца. Пропадает необходимость составления инспектором протокола, личного присутствия при этом водителя. А извещения о штрафах за превышение скорости водители будут получать по почте. Когда в России фотография с госномером машины нарушителя станет доказательством вины ее владельца, тогда на наших дорогах и пригодятся скоростемеры.

Михаил Хмелев (Известия )
11:13 | 25 сентября 2006 г.
О проектеРекламаКарта сайта