страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Уже не страшно Новые санкции США не несут ущерба экономике РФ
О чем пишут | Налоги | Минфин пошел верным налогом
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Минфин пошел верным налогом

Правительство готовит на 2008-2009 годы смену приоритетов в налоговой политике и наступление на офшоры. Как следует из оказавшегося в распоряжении Ъ проекта "Основных направлений налоговой политики на 2008-2010 годы", Минфин планирует в течение четырех лет планомерно разрушать схемы оптимизации налогообложения, пересматривать соглашения об избежании двойного налогообложения с офшорными территориями и вводить в практику соглашения ФНС с крупными компаниями о принципах ценообразования.

Документ о принципах налоговой политики разработан Минфином в рамках подготовки проекта трехлетнего бюджета и должен быть представлен правительству в феврале. С другими ведомствами он пока не согласован. Знакомство с 48-страничным проектом позволяет сделать вывод о смене налоговых приоритетов Минфина. Краеугольный камень налоговой политики 2001-2006 годов – борьба за ставки отдельных налогов и способы их уплаты, исходя из разработанного ведомством Алексея Кудрина документа, уже отодвинут на второй план. ЕСН и тема "серых" зарплат в проекте вообще не упоминаются, а проблемы со сбором и возмещением НДС Минфин по-прежнему предлагает решать путем создания института регистрации плательщиков этого налога (Ъ писал об этом). Кроме того, прежний ориентир Минфина – ежегодное снижение налоговой нагрузки на 1% ВВП заменен на "отказ от увеличения номинального налогового бремени". Повестка дня изменится радикально: центральное место в "Основных направлениях..." – борьба с использованием внешних и внутренних офшоров.

Главная идеологическая новация Минфина – ведомство предлагает рассматривать доход "контролируемой иностранной компании" (зарегистрированной в офшоре "дочки" российской компании) как прибыль российской материнской компании и, соответственно, облагать ее налогом в РФ. Чтобы проследить связи российских компаний с офшорами, предлагается обязать их перечислять в налоговых декларациях данные о всех аффилированных иностранных фирмах с раскрытием доли владения.

Одновременно Минфин хочет иметь возможность признавать зарегистрированную в офшорной зоне компанию налоговым резидентом РФ – на том основании, что она контролируется и управляется из России. В этом случае офшору придется доплатить в российский бюджет налог на прибыль с сумм, сэкономленных за счет более низких ставок страны регистрации. Ввести новшества Минфин планирует в 2009 году – до этого ему придется провести нужные поправки в НК через Госдуму.

Впрочем, простой правки кодекса будет недостаточно. В "Основных направлениях..." Минфин заявляет о желании подписать договоры об обмене информацией, необходимой для идентификации акционеров офшоров и расчета полученного ими дохода, "с определенными странами и территориями". Там же заявлено о намерении начать процесс пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения, большинство из которых, по мнению чиновников, "не столь эффективны".

"Минфин не изобретает ничего нового и лишь копирует содержание действующих директив ЕС по налогообложению и норм законодательства США в этой сфере. Однако непонятно, как он собирается добиваться выполнения новаций на практике",– сказал Ъ партнер компании GSL Law&Consulting Олег Полутаровский. По его мнению, повышение интереса Минфина к офшорам объясняется тем, что они – последний явный способ ухода от налогов. Однако шансы ведомства переломить ситуацию юрист оценивает невысоко: "Соглашения об обмене информацией с европейскими странами (в том числе с Кипром), в которых зарегистрированы контролируемые из России компании, уже давно подписаны, но мало что дают. Подписывать же их с Багамами или Британскими Виргинскими островами (BVI) нет никакого смысла – в этих странах не существует обязанности вести налоговый и бухгалтерский учет".

По мнению главы экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы Михаила Орлова, борьбой с офшорами Минфин и ФНС пытаются оправдать свои неудачи в сборе налогов, в частности, НДС. "Объявить компанию с BVI налоговым резидентом РФ можно. Но что делать с ней дальше – направлять туда инспекторов с проверкой?" – спрашивает эксперт.

Кроме внешних, намерен Минфин продолжить борьбу и с внутренними офшорами. Значительная часть документа посвящена применению внутрикорпоративных (трансфертных) цен. С их помощью, убеждены чиновники, крупные компании перемещают центры прибыли на фирмы-"однодневки" и в российские регионы с льготным налогообложением. Чтобы прекратить эту практику, предлагается разрешить заключение предварительных соглашений о ценообразовании между ФНС и компаниями. Смысл нормы в том, что, если цена сделки будет заранее согласована с налоговиками, позже претензий к ней уже не возникнет.

По мнению Михаила Орлова, торг между чиновником и бизнесменом о том, по какой цене последний сможет реализовать продукцию,– это искажение рыночных механизмов. "Кроме того, в такой ситуации чиновник, скорее всего, будет думать о себе, а не о интересах бюджета",– полагает эксперт. С ним не согласен зампред комитета по налоговой политике РСПП Сергей Беляков. По его словам, "коррупционной, скорее, является нынешняя ситуация, когда компаниям приходится ’договариваться’ с конкретным инспектором". По словам представителя РСПП, предполагается, что соглашения будут заключаться на самом высшем уровне – замглавы ФНС или Минфина и только с крупнейшими налогоплательщиками.

Вадим Вислогузов (КоммерсантЪ )
14:20 | 29 января 2007 г.
О проектеРекламаКарта сайта