страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Уже не страшно Новые санкции США не несут ущерба экономике РФ
О чем пишут | Налоги | В поисках утраченного
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

В поисках утраченного

Вчера на заседании правительства искали способ усовершенствовать администрирование налога на добавленную стоимость (НДС). Но не нашли. Доклад Минфина большинству членов кабинета министров не понравился. Кто-то счел предложенные меры по повышению собираемости этого налога чересчур мягкими. Кому-то показалось, что их реализация, напротив, приведет к усилению давления на добросовестных налогоплательщиков. Премьер Михаил Фрадков охарактеризовал доклад Минфина как недостаточно проработанный и порекомендовал Алексею Кудрину впредь не допускать "неподготовленных выступлений, которые всех только запутывают и дискредитируют правительство".

"Снижение - не неожиданность"

Претензии к действующему порядку администрирования НДС накопились у всех. Налогоплательщики жалуются на то, что этот налог им как правило приходится возмещать через суд. Государство же недовольно тем, что недополучает НДС из-за многочисленных схем ухода от уплаты налога с помощью фирм-однодневок и необоснованного возмещения НДС из бюджета.

В 2006 году власти забили тревогу: темпы роста возмещения как экспортного, так и внутреннего НДС возросли более чем на 60% по сравнению с 2005 годом, а объемы начисленного НДС выросли всего на 47%. По словам Кудрина, до сих пор среднегодовой рост возмещения не превышал 35%, а рост начисленного НДС - 30%. Итог: по данным за 9 месяцев 2006 года поступления НДС в бюджет выросли всего на 3,6%, а плановые показатели по сбору этого налога на 2006 год недовыполнены почти на 10%.

Сам Минфин ситуацию не драматизирует. "Снижение поступлений НДС не является неожиданностью, хотя и прогнозировалось в меньшем объеме", - заявил вчера замминистра финансов Сергей Шаталов. По его словам, в России - инвестиционный бум, спровоцированный новым либеральным порядком вычета НДС при капстроительстве и отменой импортных пошлин на технологическое оборудование. По данным Минфина, импорт техоборудования в этом году увеличился на 48%. Что касается роста возмещения НДС при экспорте, то Минфин ссылается на увеличение самого экспорта и на рост мировых цен на нефть, газ, черные и цветные металлы.

"Фантастические сложности"

От повышения эффективности администрирования НДС в Минфине все-таки не отказываются. Ведомство предложило ввести специальный порядок регистрации плательщиков НДС. Суть такова: если предприятие отвечает определенным критериям, к примеру, ведет деятельность, облагаемую НДС, а его обороты превышают установленный лимит (он пока не определен, в странах Европы колеблется от 6 до 76 тысяч евро), то оно регистрируется в качестве плательщика НДС. "Это позволит контролировать меньшее количество налогоплательщиков и отсечь фирмы, используемые для уклонения от налогов", - пояснил Сергей Шаталов. Кроме того, предлагается внедрить систему НДС-платежей, предусматривающую модификацию нынешних платежных поручений с выделением в основном поле платежки суммы НДС. По словам Шаталова, налоговики таким образом получат возможность сравнивать суммы НДС, поступившие от налогоплательщика в бюджет, с суммами НДС, уплаченными покупателями своим поставщикам. Обнаруженные серьезные расхождения будут поводом назначить в отношении налогоплательщика проверку. А для создания контроля за экспортом и связанным с этим возмещением НДС Минфин предлагает объединить соответствующие информационные базы налоговиков и таможенников.

Больше всего нареканий у членов правительства вызвала специальная НДС-регистрация. По словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, возможность исключения из списка зарегистрированных плательщиков НДС приведет к "традиционным поборам" за то, чтобы не быть исключенными из списка. Министр же природных ресурсов Юрий Трутнев вступился за организации, которые по той или иной причине не попадут в списки плательщиков НДС (к примеру, у них будет слишком маленький оборот). Он счел несправедливым, что за решение проблем с мошенниками придется расплачиваться добросовестным налогоплательщикам.

"То, что предлагает Минфин, понятно налоговикам и милиционерам?", - неожиданно вмешался в обсуждение премьер Фрадков. "Мне мало что понятно, хотя я раньше и занимался налоговой полицией (Михаил Фрадков ранее руководил Федеральной службой налоговой полиции. - "Газета"). Я представляю Сердюкова (Анатолий Сердюков - нынешний глава Федеральной налоговой службы) и его людей. Им же придется диссертации защищать - так все сложно", - добавил он.

"Мы не просто фантазируем, а обсуждаем все с заинтересованными ведомствами, в том числе с ФНС и МЭРТ", - попытался возразить Сергей Шаталов.

Премьер его уже не слушал: "Нам нужны цифры, аналитика, четкое представление о том, кто и на каком основании будет принимать решения о дополнительных налоговых проверках". По мнению Фрадкова, Минфин, вводя систему НДС-платежей, дает налоговым органам "субъективный инструмент" контроля. "Сердюков понимает, что каждый его сотрудник сможет дополнительно отжимать налогоплательщиков?" - поинтересовался премьер. Глава ФНС ответил, что с его ведомством введение НДС-платежей вообще не обсуждалось.

Сомневается в успехе новых НДС-платежей и ведомство Германа Грефа. По словам замминистра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, контролировать на основании информации, почерпнутой из НДС-платежей, "фантастически сложно".

"Прошу запретить подобные операции"

Не понравился доклад Минфина и главе Центробанка Сергею Игнатьеву. По его словам, за 10 месяцев 2006 года номинальный ВВП вырос примерно на 28%, а следовательно, примерно в этом объеме должны были вырасти и поступления НДС. Однако, по данным ЦБ, физический объем экспорта за этот период увеличился всего на 4%, а внутренние цены производителей - на 13-14%. "Материальные затраты экспортеров должны увеличиться примерно на 20%. В таком размере должны расти и расходы на возмещение НДС экспортерам", - добавил он.

По словам Игнатьева, ЦБ наблюдает очень странные процессы, связанные с НДС: "Российские юрлица, как правило, с признаками фирм-однодневок, в массовом порядке перечисляют рублевые средства на рублевые счета компаний-нерезидентов, зачастую зарегистрированных в офшорных зонах, открытые, как правило, в иностранных банках, якобы за товары, приобретенные на территории РФ". "Фирмы-нерезиденты не являются российскими налогоплательщиками, и НДС, перечисляемый таким фирмам, никогда не поступает в бюджет", - посетовал он. Зато в зачет по внутренним операциям такие суммы принимаются. Сергей Игнатьев назвал большинство таких сделок "фиктивными". По данным ЦБ, за 9 месяцев 2005 года объем таких платежей в банковской системе превысил 1 трлн рублей, а объем недополученного НДС составил около 150 млрд рублей.

Он рассказал, что в банковском секторе есть своеобразный рынок, в котором "организованные группы людей покупают маленький "банчок", меняют в нем руководителя и открывают счета российским фирмам и нерезидентам, а затем два-три месяца проводят через этот банк операции на несколько десятков миллиардов рублей". Далее у такого банка, по словам Игнатьева, отзывается лицензия, "однако бизнес переходит в другой, заранее купленный банк, и описанная ситуация повторяется". При этом, подчеркнул глава ЦБ, эти банки работают все аккуратнее, и отзывать лицензии становится все сложнее.

"Сергей Михайлович ставит так вопрос потому, что только в этом году отозвал у банков 53 лицензии. Но ведь ни ФНС, ни Минфин не могут увидеть те потоки, о которых он говорит. Он просто просит не оставлять его один на один с этой проблемой", - отреагировал Алексей Кудрин.

"Я не это имел в виду. Я прошу Минфин придумать способ, как вообще запретить подобные операции. Этим вопросом нужно ежедневно заниматься министру финансов", - возмутился глава ЦБ.

"Пока все банки не прижмем, придется подождать", - развел руками Кудрин.

"Не усугубляйте дискуссию", - вмешался премьер. "Надо делать выводы: плохо мы работаем в этой сфере - и аналитики плохо работают, и координация плохая, и Минфин, как мне кажется, явно недорабатывает", - подытожил он. После этого доклад Минфина решено было направить на доработку.

Галина Ляшенко (Газета)
17:37 | 24 ноября 2006 г.
О проектеРекламаКарта сайта