страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
О чем пишут | Инвестиции | Концессия № 1
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Концессия № 1

Через неделю стартует первый в России концессионный конкурс. Минэкономразвития и мэрия Санкт-Петербурга предложат инвесторам вложить больше $1,5 млрд в строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Петербурге. Эти деньги инвесторы вернут только через 30 лет, но чиновники ожидают не меньше трех претендентов.

Конкурс на выбор концессионера для строительства и эксплуатации ЗСД будет объявлен 9 ноября, распоряжение об этом премьер Михаил Фрадков уже подписал. ЗСД — один из семи проектов, получивших поддержку инвестфонда. Магистраль протяженностью 46,6 км соединит в обход города Васильевский остров с федеральными трассами, ведущими на Москву. Дорога будет готова к 2011 г., строительство займет пять лет и будет стоить 82,7 млрд руб. Скорость движения по 4-8-полосной магистрали может достигать 120 км/ч. Из инвестфонда будет профинансировано 34% затрат, еще 16% возьмет на себя бюджет Петербурга, а остальные 50%, или более 41 млрд руб., должен будет взять на себя инвестор.

Закон о концессиях был принят полтора года назад, но ни одного соглашения пока не заключено. Конкурсы на выбор концессионера могут быть объявлены после принятия правительством 14 типовых соглашений по разным объектам концессий (недрам, трубопроводам, аэродромам, электростанциям, ЖКХ и др.), но утверждено пока только дорожное, и ЗСД станет первым концессионным проектом в России. Соглашение будет заключено на 30 лет — это срок окупаемости дороги. К 2025 г. по ней будут ездить 100 000 автомобилей в день. Плата за проезд будет зависеть от времени суток, длины маршрута и массы автомобиля. За проезд по всему участку легковые авто заплатят не больше 100 руб., а грузовики — 150-300 руб. Для сравнения: проезд по участку трассы в 43 км Москва — Санкт-Петербург от МКАД до 58-го км обойдется в 40-60 руб. Губернатора Петербурга Валентину Матвиенко стоимость "билета" на ЗСД не смущает: ездить будут в основном транзитные грузовики из стран Балтии к Москве, а для них это не деньги, убеждена она. "За хорошую транспортную инфраструктуру надо платить", — поддержал министр экономразвития Герман Греф.

Конверты с заявками будут вскрыты 15 января. Неделю займет квалификационный отбор, в июне будет объявлен победитель, а к концу июля с ним заключат соглашение, рассчитывает министр транспорта Игорь Левитин. Главным критерием отбора будет величина, на которую инвестор готов будет снизить госфинансирование, говорит Греф. По словам Матвиенко, за последний год чиновники администрации встретились с двумя десятками иностранных компаний, которые строят платные дороги в своих странах и проявили интерес к проекту. В конкурсе примут участие компании из Франции, Италии, Австрии, сообщил Левитин.

Вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов ожидает, что на конкурс будет подано 3-5 заявок, а компании могут сформировать консорциумы. Источник, знакомый с ходом подготовки к конкурсу, утверждает, что среди заинтересовавшихся компаний французские Vinci и Boyges. Пресс-секретарь Vinci Виржиния Кристнакт отказалась от комментариев. В Boyges комментарии получить не удалось.

Экономически ЗСД — востребованный проект, считает аналитик Standard & Poor’s Евгений Коровин. Но одного этого недостаточно, чтобы он был успешным: есть риски, связанные с защитой прав инвестора, готовностью пользователей платить за проезд, предупреждает Коровин. Непонятно, как будут разрешаться спорные вопросы, нечетко прописанные в законе или неблагоприятные для инвестора, говорит юрист Gide Loyrette Nouel Мария Минскова.

Потенциальные инвесторы уже разработали различные схемы для проектов в России, соответствующие мировой практике и не противоречащие российскому законодательству, хотя и не предусмотренные в нем напрямую, рассказывает партнер Gide Loyrette Nouel Ольга Ревзина. Например, это касается альтернативных схем распределения выручки, позволяющих оптимизировать финансовую структуру проекта для всех сторон. "Хорошо, что первое концессионное соглашение будет заключено по такому политически важному проекту", — считает Минскова. В результате, надеется она, будет утверждена приемлемая схема, по которой смогут работать и другие концессионеры.

Александра Петрачкова, Анатолий Темкин, Мария Галицких (Ведомости )
12:54 | 03 ноября 2006 г.
О проектеРекламаКарта сайта