страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
О чем пишут | Инвестиции | Потанин подключился к интернету
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Потанин подключился к интернету

Холдинг "Проф-медиа" за последние несколько недель последовательно объявил о покупке сначала Рамблер ТВ, а теперь и о приобретении интернет-компании "Рамблер Медиа Лимитед". Впереди приобретение телеканала ТВ-3. Однако эксперты пока не могут понять, что "Проф-медиа" будет делать с этими различными активами.

"Сделка по покупке "Проф-медиа" Рамблера – из разряда тех сделок, когда интересы игроков необязательно ясны им самим", – сказал "Газете.Ru" один из известных деятелей российского интернета Антон Носик. Компания Владимира Потанина приобрела 48,8% акций "Рамблер Медиа Лимитед", а в будущем доведет пакет до контрольного, докупив еще 6%. Сумма сделки не называется ни одной из сторон.

Причины сделки называются самые очевидные. "Для "Проф-Медиа" эта сделка – ключевой шаг на пути формирования крупнейшего диверсифицированного медиахолдинга, занимающего сильные позиции в сегменте new media, поясняет гендиректор "Проф-медиа" Рафаэль Акопов. По его мнению, пакет акций компании "Рамблер Медиа", которая сконцентрируется исключительно на онлайн-бизнесе, станет "важнейшим элементом в стратегии развития "Проф-Медиа" в интернете". Такое объяснение вполне удовлетворяет экспертов, которые, впрочем, видят в этой сделке не только бизнес-аспект. "Здесь наверняка есть политический подтекст, поскольку

"Проф-медиа" – компания, лояльная правительству, а прогосударственные ресурсы очень слабо пока представлены в интернете", – считает аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков.

История Рамблера.

Компания "Стек", разработавшая ресурс, в 2000 году продала 53% акций Рамблера компаниям "Русские фонды" и Orion Capital Advisors. Через год после этой сделки в состав акционеров компании вошел инвестиционный банк First Mercantile Capital Group (FMCG). В 2003 году он выкупил у инвестиционной группы "Русские фонды" принадлежавшие им 29,1% акций. Еще через какое-то время FMCG стал владельцем 100% акций "Рамблер Медиа".За это время, помимо всех проектов интернет-холдинга, Рамблер фактически стал центром новой медиа-группы. Помимо его интернет-составляющей, появились познавательный телеканал России Rambler ТелеСеть, Rambler Телеком, подразделение мобильных сервисов SMXcom, рекламное агентство Index20, технопарк "Силиконовая слобода" и пр.

"В преддверии выборов такой крупный интернет-ресурс, как Рамблер может стать серьезным политическим инструментом". С другой стороны, эксперт готов согласиться с объяснением Рафаэля Акопова. "Потанин стремится создать многопрофильный медиахолдинг, а интернета у него еще не было", – рассуждает аналитик.

Для Антона Носика причины и последствия крупной сделки менее очевидны. "Все поведение "Проф-медиа" на рынке интернета в последний год выглядит очень невнятно, – говорит он. – Еще в январе этого года они объявили о перепрофилировании "Афиши" в интернет-портал, но этого до сих пор не произошло. Тайна великая, зачем им Рамблер". По оценкам эксперта, проданная доля Рамблера на сегодняшний день стоит $230 млн – для сравнения, капитализация Яндекса сегодня $1 млрд, он занимает первую позицию в Рунете, и его не продают.

Напомним, что шесть лет назад – до прихода в компанию нынешних акционеров – Рамблер имел стартовую позицию главного портала в Рунете, был "первой кнопкой" для выхода в интернет для большинства пользователей.

"В 2000 году в Рамблер пришли биржевые спекулянты, некомпетентные в области интернета, – считает Носик. – Они считали, что большое количество денег избавляет их от необходимости понимать специфику этого бизнеса, причем все стратегические решения они принимали без консультации с профессионалами".

Отсутствие стратегии у предыдущих акционеров, по мнению эксперта, привело Рамблер к тому, что проект растет значительно медленнее рынка, и его отставание от Яндекса постоянно увеличивается. "У Рамблера сейчас нет ни одной заявки на выход в лидеры, – считает Носик. – Единственная удачная сделка за последние шесть лет – это заключенное в Англии соглашение с ICQ".

"И эта сделка состоялась лишь потому, что в Рамблере вовремя – когда ICQ искали российского партнера – нашелся человек, умеющий говорить на иврите".

При этом эксперт считает, что Рамблер не использовал солидные возможности, заложенные в этой сделке: "Они отнеслись к этому соглашению как к дойной корове, которую доят, пока не помрет. А ведь можно было написать своего клиента, сделать ICQ для русских более функциональной, дать большие возможности, которых нет на рекламном рынке. Но через акционеров Рамблера продавить какие-то серьезные решения было практически невозможно". Отсутствие стратегии развития ресурса, по мнению Носика, и привело Рамблер к серьезной утере позиций. При этом он не видит в "Проф-медиа" намерение серьезно развивать проект. "Никакой стратегии пока не видно у "Проф-медиа", но мы говорим об этом на следующий день после сделки, – оговаривается он. – Через 100 дней будет видно, отличаются ли чем-то денежные мешки из "Проф-медиа" от денежных мешков из "Русских фондов".

Впрочем, будет "Проф-медиа" развивать интернет-ресурс или нет, но эта крупная покупка превратила холдинг в один из крупнейших на медиарынке Восточной Европы. По оценкам экспертов, в холдинге Потанина теперь есть абсолютно весь спектр медиаресурсов и ему практически нечего желать. "Можно, конечно, пройтись по региональным телеканалам и радиостанциям, – полагает Кочетков. – Это направление сейчас тоже очень перспективно, к нему внимательно присматривается АФК "Система", но вообще-то у "Проф-медиа" сейчас уже есть практически все, что возможно".

Алина Ребель (Газета.RU )
15:56 | 01 ноября 2006 г.
О проектеРекламаКарта сайта