страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
Персонажи | Интервью | Александр Мурычев: "Системного кризиса не будет"
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Александр Мурычев: "Системного кризиса не будет"

О самых острых проблемах банковского бизнеса, обсуждавшихся 1-2 февраля на шестой ежегодной встрече глав российских банков с руководством ЦБ, "Бюрократам" рассказал первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев.

- Расскажите, о чем шла речь на этой встрече и почему она проходила за закрытыми дверями.

- Встреча представителей банковского сообщества с советом директоров ЦБ традиционно проходит каждый год в закрытом режиме. Банкиры (на этой встрече их было около 400) откровенно и практически на равных обсуждают с руководством страны все наболевшие вопросы, в том числе и те, которые пока не нужно выносить на широкое обсуждение. Это очень профессиональный разговор в товарищеской обстановке.

- Что из наболевшего обсуждалось в этот раз?

- Обсуждалось много вопросов, касающихся несовершенства банковского законодательства. В частности, речь шла о законе №115 "О противодействии отмыванию". К нему уже существует 36 подзаконных актов, 30 из них – со стороны ЦБ. Это негативно отражается на точности исполнения закона.

- Это единственная претензия к данному закону?

- Кроме того, банкиры озвучили свое недовольство отсутствием обратной связи. К сожалению, нет адекватной реакции со стороны правоохранительных органов. На тысячи сигналов от банкиров лишь в нескольких случаях заводятся дела.

В теории банкиры должны выявлять случаи недобросовестных проводок и сообщать о них в компетентные органы – в Росфинмониторинг, в ЦБ. А вести следствие, принимать меры должны другие ведомства. На практике банкирам часто приходится разбираться самостоятельно, а они недостаточно компетентны в вопросах расследования и недостаточно защищены.

На встрече представители банковского сообщества выражали протест против того, что вся ответственность за реализацию этого закона ложится фактически на их плечи.

- Были услышаны?

- Безусловно, но от ЦБ тоже не все зависит в этом вопросе, в частности, нужно менять законодательство…

- Довольно ли банковское сообщество ситуацией с Системой страхования вкладов (ССВ)?

- Да, банкиры согласились с тем, что деятельность Агентства по страхованию вкладов (АСВ) заметно влияет на стабильность банковской системы. Банкиры одобрили курс АСВ на повышение размера страхового покрытия. Принято экспертное решение по этому поводу. Окончательное решение будет принимать совет директоров Агентства. Но скорее всего уже с 1 июля 2007 года размер покрытия будет увеличен до 300 тыс. рублей.

- Скажите, в каком-нибудь вопросе банкирам удалось добиться уступок от АСВ?

- Банкиры попросили снизить нормы ежеквартальных отчислений страховых взносов. Есть вероятность их снижения с 0,15% от привлеченных средств до 0,13%. Это уменьшит обременение, которое ложится на банкиров. Решение скорее всего будет принято до конца года, так что с 2008 года эта норма может заработать.

- Как вы считаете, ССВ убережет страну от банковского и вообще финансового кризиса?

- От локальных дефолтов отдельных банков, безусловно, убережет. А от повторения 1998 года, конечно, нет. От системного кризиса вообще никакая страховая система уберечь не может. Но системного кризиса не будет – нет никаких предпосылок к тому. Этот вопрос также обсуждался на встрече и участники единодушно в этом сошлись, но это не значит, что нет проблемы. Проблемы в банковской системе России есть, и они активно обсуждались.

- Какие именно?

- Во-первых, существенный недостаток капитализации банков: темпы прироста капитала значительно отстают от темпов роста активов, привлеченных средств. Этот вопрос банки должны срочно решать, потому что в отдаленном будущем именно это может спровоцировать проблемы. Необходимо вести поиск источников фондирования.

Вторая проблема – слабая инфраструктура банковской системы. Мы сейчас пытаемся ее решить путем сотрудничества с почтовыми отделениями. У нас в стране 60 млн человек – половина населения не охвачены банковской деятельностью. В то же время есть 40 тыс. отделений "Почты России", которые скоро станут выполнять и банковские функции. Но для этого нужно внести изменения в закон 115, который сейчас подразумевает идентификацию каждого физлица, совершающего банковскую операцию.

Еще одна серьезная проблема – очевидная нехватка долгосрочных ресурсов, в частности, для реализации крупных национальных проектов по жилью, строительству, поддержке села.

Остро стоит и вопрос о пенсионных деньгах (это 300 млрд рублей) – они должны работать, иначе их попросту "съедает" инфляция (заработки государственой управляющей компании не успевают за ее темпами). В РСПП этим вопросом занимается Комиссии по банковской деятельности, которую возглавляет руководитель ВТБ Андрей Костин и я. Делать это нужно крайне взвешенно и осторожно, но делать нужно, поскольку это как раз и есть "длинный" ресурс, а он не используется. Мы создали рабочую группу во главе с Владимиром Дмитриевым (ВЭБ), начали проработку вопроса для правительства РФ.

- Есть идеи, где взять эти "длинные" ресурсы?

- Идеи есть. В частности, Ассоциация "Россия" и РСПП выступили с инициативой создания Банка Развития еще в 2005 году. На этот счет сегодня есть уже политическое решение. Надеемся, что этот институт рефинансирования в скором времени заработает.

- Но для этого же требуется еще и готовность властей?

- 2006 год показал, что руководители правительства начали переосмысливать свою роль в развитии экономики страны, в частности в том, что касается привлечения государства в те отрасли, которые реально в этом нуждаются.

У нас в стране существует странный перекос. Государство присутствует, даже слишком, в тех областях, где высокие прибыли, а инвестиции дают быструю отдачу. И его почти совсем нет в долгосрочных проектах, остро нуждающихся в длинных дешевых инвестициях, где как раз и нужно присутствие государства. Очевидно, это будет меняться в ближайшее время… В частности, на встрече с Президентом, планирующейся на этой неделе, будут обсуждаться вопросы увеличения темпов прироста продукции с добавленной стоимостью, стимулирования более глубокой переработки сырья.

- За 15 лет существования РСПП отношения бизнеса и власти претерпели изменения?

- Мы стали чаще и плодотворнее общаться, сейчас уже практически нет протокольных встреч под камеры. Мы чувствуем результат от разговора с Президентом, чувствуем серьезную подготовку к встречам, хорошую информированность Президента.

- Ваш приход в РСПП из Ассоциации "Россия" был вызван именно необходимостью усилить банковский сектор в работе организации?

- Стало понятно, что в РСПП банковская тематика требует большего внимания и анализа и более детального изучения, чем это было прежде. Главная задача – создание условий для более активного вовлечения банковских организаций в реальную экономику. Экономика страны находится в развитии, и она остро нуждается в устойчивых долгосрочных дешевых ресурсах.

Ольга Кучерова
14:39 | 05 февраля 2007 г.
О проектеРекламаКарта сайта