страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Citigroup: цена на нефть вырастет на 36%
Персонажи | Интервью | "Транснефть" к проверкам готова
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

"Транснефть" к проверкам готова

"Транснефть" не намерена увеличивать дивидендные выплаты по привилегированным акциям, несмотря на рост прибыли, а дополнительные доходы направит на расширение трубопроводных мощностей. Только на строительство трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) в этом году монополия потратит 90 млрд руб. О стратегии трубопроводной компании в интервью корреспонденту РБК daily ЛЮДМИЛЕ ПОДОБЕДОВОЙ рассказал президент "Транснефти" СЕМЕН ВАЙНШТОК.

- Правительство РФ приняло постановление, в соответствии с которым госкомпании должны платить дивиденды исходя из данных консолидированной отчетности. Означает ли это, что компенсировать затраты на дивиденды компания будет за счет роста тарифов?

- Постановление подписано, оно рекомендует представителям государства в советах директоров при утверждении дивидендной политики учитывать показатели прибыли по консолидированной отчетности в качестве ориентира. Но это не значит, что владельцы привилегированных акций могут рассчитывать на 10% этой прибыли. Мы предполагаем рассмотреть вопрос о дивидендной политике на совете директоров компании в декабре. Он примет свое решение, которое мы выполним. Деньги на дивиденды из воздуха не появляются, и лишними они не бывают. Поэтому они, несомненно, будут заложены в тариф. По 2005 году в тарифе были предусмотрены выплаты 750 млн руб. дивидендов, мы выплачиваем 860 млн руб. по обыкновенным акциям. Что касается дивидендов за 2006 год, то сейчас мы готовим пакет документов по тарифу на следующий год и планируем оставить дивиденды на прежнем уровне. Если будет иная директива, то мы ее выполним.

- Каковы ваши планы по консолидированной прибыли на этот год, совпадают ли они с прежними ожиданиями?

- Полагаю, она существенно не превысит плановый уровень. При этом даже ее возможное изменение не отразится на размере дивидендов, выплачиваемых акционерам.

- Вы собираетесь и дальше досрочно рассчитываться по кредитам?

- Если нам не помешают, мы надеемся, что у нас это и дальше будет получаться. Но кое-кого стало задевать хорошее и прочное финансовое состояние компании. У кое-кого возникло желание, чтобы "Транснефть" работала хуже. Мы постараемся, чтобы их надежды не оправдались.

- Какова будет тарифная политика компании? Будут ли тарифы снова повышаться, и как будет рассчитываться их рост в дальнейшем?

- Политика компании состоит в том, что тарифы на прокачку нефти по нашим трубопроводам не должны расти выше уровня инфляции, и мы ежегодно их повышаем именно на этот уровень. Они остаются самыми низкими в мире. Нефтяникам комфортно работать с такими тарифами.

- Как освобождение акций "Транснефти" отразилось на капитализации компании?

- Я не заметил, когда освободили эти акции. Если бы я был владельцем привилегированных акций, после того как они в очередной раз освободились от ареста, меня бы это успокоило. Насчет капитализации: ошибочно по котировкам только привилегированных акций судить о капитализации компании, особенно учитывая, что 100% обыкновенных (голосующих) акций находятся у государства и не обращаются на рынке. Мы не боремся за рост капитализации, но уверен, что бумаги "Транснефти" надежны.

- Удивительно, что акции освободили потому, что в суд подали физические лица, в то же время влиятельные иностранные инвестиционные фонды просто не предпринимали никаких действий, хотя владели более крупными пакетами привилегированных акций компании. Как вы думаете, почему случилось именно так?

- В моем возрасте меня трудно чем-то удивить. Я не знаю, почему так произошло. Равно как и не интересовался результатами проверки Генпрокуратуры.

- Озвучьте, пожалуйста, подробности вашей инвестиционной программы на 2007 год. Известна ли уже уточненная информация о стоимости постройки ВСТО с учетом всех внесенных президентом РФ Владимиром Путиным изменений в маршрут, а также конечный пункт нефтеналивного терминала?

- Не буду говорить о подробностях инвестпрограммы до ее утверждения на совете директоров. Она готова, но ее должны еще утвердить и принять, чтобы можно было что-то обсуждать. Также еще неизвестна сумма затрат по проекту. Что касается конечного пункта нефтепровода ВСТО, им будет бухта Козьмино. Мы окончательно остановились на этом варианте. Наши изыскатели сейчас ведут в этом районе активную работу. Мы движемся в том направлении, чтобы уже в 2008 году первый танкер ушел с дальневосточного побережья.

- Какие еще расходы предусмотрены в бюджете компании: благотворительность, бонусы менеджменту и т.д.?

- Менеджмент не имеет бонусов. Помимо заработной платы по итогам года менеджмент получает премию исходя из процента от чистой прибыли. Предусмотрены расходы на социальные нужды, но главное для нас - поддержание системы трубопроводов в работоспособном и безопасном состоянии.

- Уже построено 360 км нефтепровода ВСТО. Из каких средств идет финансирование?

- Мы взяли в Сбербанке кредит 65 млрд руб., за эти деньги осуществляем строительство. В этом году мы построим 570 км трубопровода до Усть-Кута, затем повернем в сторону Талакана. Сколько на это уйдет денег? Планируем потратить 90 млрд руб. на трубопровод в этом году, причем более 30 млрд руб. уже освоили.

- Когда будет готово ТЭО ответвления ВСТО на Китай?

- Надеюсь, в декабре закончим обоснование инвестиций и сдадим его на экспертизу, а в конце марта рассчитываем получить результаты этой экспертизы.

- Вы пользуетесь услугами отечественных подрядчиков при прокладке ВСТО. Будете ли вы привлекать иностранных подрядчиков в этом или других своих новых проектах на каком-либо этапе и в каком объеме? Возможно ли сотрудничество с Японией при строительстве ВСТО?

- Утверждение, что у нас работают только отечественные подрядчики, неправильно. У нас работает, например, немецкий подрядчик, который выиграл самый крупный лот, - компания "ФАБ-Восток". Она работает на участке между 463-м и 570-м километрами трассы.

По личному опыту я считаю, что отечественные подрядчики работают лучше, чем зарубежные. Я не убежден, что иностранцы в будущем смогут выиграть у наших. Наши оказались более подготовленными и организованными в техническом и технологическом отношениях. С Японией мы никогда не вели переговоры как с возможными подрядчиками по строительству трубопровода, мы покупаем у них трубу, но не более того.

- В какой стадии находится принятие решения по строительству нефтепровода Харьяга - Индига? Насколько приоритетен этот проект для "Транснефти" и нефтяных компаний региона?

- Харьяга - Индига - проект не "горячий" и не настолько востребован нефтяниками, как другие направления. Поэтому я думаю, что "Транснефть" подготовит все данные для того, чтобы можно было принимать решение относительно целесообразности этого строительства. И как только оно будет принято на уровне государства и "Транснефть" получит от правительства поручение, начнем работу по проекту. Размер тарифов на прокачку нефти по будущему трубопроводу пока не утвержден, но приблизительно они должны составить 34 долл. на тонну. Обоснование инвестиций по Харьяге - Индиге рассчитываем закончить до конца текущего года.

- Сможете ли вы заполнить эту трубу?

- Мы сможем. Но кроме нас есть еще участвующие в проекте нефтяные компании, и это уже вопрос к ним. У нас был выбор: первоначально посчитать ТЭО по Харьяге - Индиге на 25 млн т нефти в год, - нефтяники такие объемы не нашли. Сейчас речь идет о 12 млн т в год. Трубу будут заполнять ЛУКОЙЛ, "Роснефть" и ряд других компаний поменьше. Компаний, которые, между прочим, испытывают проблемы в связи с большими ограничениями ЛУКОЙЛа по доступу их в принадлежащую ему трубу и таким образом сдерживают развитие нефтедобычи в регионе.

- Недавно вице-президент компании Евгений Астафьев сказал, что Балтийская трубопроводная система вышла на уровень прибыли в 8 млрд руб. в год и излишки пойдут на ее расширение. Какие еще трубопроводы "Транснефти" нуждаются в расширении, мощности каких из них будут расширены в ближайшем будущем?

- Мы предполагаем в этом году получить от БТС прибыль 8 млрд руб. БТС - это новый и продолжающий строиться трубопровод… А вы спросите, сколько прибыли за тот же промежуток времени получила КТК, которая не вкладывает деньги в развитие своего трубопровода? Балтийская трубопроводная система будет расширяться и дальше. Думаю, в первом квартале следующего года мы выйдем на объем 70 млн т в год.

- Уже давно ведутся разговоры о возможности передачи "Транснефти" составления экспортных графиков нефти. Инициатива исходит большей частью из Минпромэнерго. Что "Транснефть" приобретет и что потеряет с передачей этих функций, что изменится в этом случае для нефтяных компаний?

- Я считаю, что проиграет потребитель. Семь лет назад от этой системы я отказался. Считаю категорически неприемлемым, чтобы "Транснефть" формировала графики. Это будет чрезвычайное усиление монополиста и повлечет за собой отсутствие прозрачности. Считаю, что необходимо возобновить работу правительственной комиссии, куда должны войти представители Минпромэнерго, Минфина, МЭРТ, ФСБ, налоговой службы, МВД, ФСТ, ФАС. Для того чтобы подготовленные графики рассматривались этой комиссией, которая будет в большей степени независима, чем если бы этим занималась "Транснефть".

- До конца года планируется подписать соглашение о строительстве трубопровода Бургас - Александруполис. Однако уже сейчас говорят о том, что из-за затягивания строительства раньше может поспеть его прямой конкурент трубопровод Самсун - Джейхан. Как это, по-вашему, повлияет на рентабельность греческо-российско-болгарского проекта? Какова будет роль "Транснефти" в этом проекте?

- "Транснефть" выступит координатором по строительству этого трубопровода. Мы подготовили все необходимые документы для того, чтобы зарегистрировать компанию с российской стороны, в нее должны войти "Роснефть, "Газпром нефть" и "Транснефть". Это будет 51% участия в проекте. ТНК-BP в этом списке нет. Но есть еще 49-процентное участие болгарской и греческой сторон. Это дает возможность поучаствовать в строительстве трубопровода компаниям из разных стран мира. Это могут быть, например, и "КазМунайГаз", и другие компании. Они могут участвовать в переговорах с болгарской и греческой сторонами, чтобы получить свою долю в проекте.

- Ходят слухи, что Chevron согласилась оплатить ТЭО проекта.

- Я об этом не слышал, но если бы Chevron оплатила ТЭО Бургаса - Александруполиса, было бы очень хорошо.

- Каковы сегодня взаимоотношения "Транснефти" с экологами? Ожидаете ли и не боитесь ли возможной проверки ведомства г-на Митволя?

- "Транснефть" никогда не боялась никаких проверок. Мы перманентно находимся под чьей-то проверкой. И то, что у нас за последние годы в семь раз снижено количество аварий и работать мы стали упреждающе - при необходимости останавливаем трубопровод, снижаем давление до того, как что-то может случиться, - как раз говорит о том, что новая проверка нам не повредит. Это будет новый, свежий взгляд, который поможет выявить какие-нибудь проблемы и вовремя устранить их.

- Вы когда-то высказывались за сокращение экспорта сырой нефти по трубопроводам в пользу нефтепродуктов. Тем не менее сейчас нефтяные компании предпочитают сокращать экспорт светлых бензинов. Как вы думаете, с чем это связано?

- К великому своему удовольствию, могу констатировать, что мой призыв услышан. Сейчас планируется строительство большого нефтеперерабатывающего завода в районе бухты Козьмино мощностью более 20 млн т. Скорее всего там будет построен и большой нефтехимический завод. К нам обращаются и Кемеровская область, и Тюменская область, и другие регионы с просьбой разрешить подключение к трубопроводам для строительства новых нефтеперерабатывающих предприятий, и везде мы этому способствуем. Также рассматривается вопрос о строительстве НПЗ в районе Приморска. НПЗ собираются строить "Роснефть", "Татнефть", а другие компании уже строят. Мы не будем участвовать в строительстве заводов, но гарантируем, что доставим нефть, хоть компания и потеряет грузооборот на конце трубы. Однако с точки зрения государственных интересов необходимо перерабатывать сырье в России, а не за ее пределами. Это даст возможность получать все дивиденды здесь, а не отдавать их за рубеж.

- Как вы относитесь к перспективе ужесточения наказания за незаконную врезку в трубопроводы до десяти лет лишения свободы?

- Если бы за это давали десять лет, я бы такое приветствовал. Но в новом проекте закона, рассматриваемом Государственной думой, к сожалению, в реальности наказание будет меньшим.

Семен Михайлович Вайншток - президент компании "Транснефть" с 1999 года. "Транснефть" - крупнейшая трубопроводная российская монополия, владеет 48,7 тыс. км магистральных нефтепроводов. Государству принадлежит 75% акций (100% голосов), привилегированные акции - в руках частных акционеров. В 2006 году компания планирует прокачать на экспорт около 260 млн т нефти. Чистая консолидированная прибыль "Транснефти" по МСФО в первом полугодии 2006 года составила 35,82 млрд руб., выручка от реализации выросла до 101,32 млрд руб.

ЛЮДМИЛА ПОДОБЕДОВА (РБК Daily)
16:21 | 20 октября 2006 г.
О проектеРекламаКарта сайта