страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Уже не страшно Новые санкции США не несут ущерба экономике РФ
Аналитика | Экономика | Офшор подкрался незаметно
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Офшор подкрался незаметно

Кабинет министров поддержал законопроект о деофшоризации российской экономики. Информация об этом размещена на официальном сайте правительства. Инициатива, внесенная депутатами из разных фракций 22 октября 2014 года, направлена на совершенствование системы налогообложения компаний, находящихся в юрисдикции офшоров. Эксперты отмечают актуальность этой темы, но опасаются, что ужесточение фискальных мер может породить только новые схемы увода финансов в "тень".

Одобренный законопроект предусматривает введение налогообложения в отношении контролируемых иностранных компаний, если они не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, которые эти компании контролируют. Для того чтобы предложенная норма вообще могла начать действовать, в проекте также раскрываются понятия "контролируемой организации" и "контролирующего лица". В первом случае речь идет о компаниях, которые не являются налоговыми резидентами РФ и созданы в соответствии с законодательством иностранного государства. А "контролирующим лицом" в свою очередь будет считаться российское физическое или юридическое лицо в двух случаях: если доля его участия в организации либо превысит 25%, либо окажется не меньше 10%, при том что доля всех участников, признаваемых налоговыми резидентами России, в этой компании будет составлять 50%.

Как отмечал ранее министр финансов Антон Силуанов, отечественные предприниматели часто пользуются тем, что во избежание двойного налогообложения Россия со многими странами заключила соглашения о льготных режимах. Однако директор Института стратегических исследований ФБК Игорь Николаев считает, что вектор на деофшоризацию стратегически верен, но применен несвоевременно, так как ведет к увеличению налоговой нагрузки, которая и без того высока. "Заниматься деофшоризацией надо было, когда экономика росла на 6–8%", – сказал он в беседе с "НИ".

А вот доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии РАНХиГС Эмиль Мартиросян отметил крайнюю актуальность этого законопроекта. "Но здесь еще нужно дополнительно проработать два момента, без которых закон не будет действовать, – считает эксперт. – Необходима законодательно обеспеченная защита прав интеллектуальной собственности, так как физические активы бизнес будет постепенно возвращать, а вот нематериальные возвращаться будут неохотно. И, кроме того, должна быть обеспечена прозрачность распределения налогов в инфраструктурные проекты, чтобы бизнес понимал, куда идут его деньги".

Напомним, что тема деофшоризации российской экономики и возвращения утекающих за рубеж капиталов в отечественную налоговую юрисдикцию обсуждается достаточно давно. Еще в 2013 году, выступая перед Федеральным собранием, президент РФ Владимир Путин поручил разработать меры по возврату капиталов из офшоров. А этим летом на форуме "Интернет-предпринимательство в России" он подчеркнул, что это не только российская проблема, но и общемировая.

Из России тем временем в офшоры утекают внушительные средства. По экспертным оценкам, сегодня более 40% внешнеторгового оборота страны осуществляется с привлечением офшорных компаний. А за последние два десятилетия из России было выведено, по разным данным, от 800 млрд. до 1 трлн. долларов, и ежегодные потери бюджетов на всех уровнях оцениваются в десятки млрд. рублей. К примеру, по подсчетам Минфина, в офшоры на Кипре и в Нидерландах с территории России утекало ежегодно примерно 50 млрд. долларов, примерно половина из которых принадлежат российским налоговым резидентам. "И мы могли бы получать 30 млрд. рублей дополнительных доходов в бюджет", – считает глава финансового ведомства Силуанов.

А Эмиль Мартиросян говорит, что пока сложно оценить объемы возможного возвращения капиталов, но экономика может рассчитывать на 20–30% от 50–100 млрд. долларов, "убегающих" за рубеж ежегодно, в случае успешной реализации мер, прописанных в новом законопроекте.

Любопытно, что помимо ужесточения налоговых мер, во властных коридорах рассматривался вариант с офшорной амнистией. За основу мог быть взят проект закона депутата Госдумы Михаила Сердюкова, который подразумевал на весь 2015 год введение особых льготных условий для граждан, возвращающих свои средства с зарубежных счетов. В том числе и освобождение их от ответственности за совершение отдельных дисциплинарных проступков, административных правонарушений и преступлений. Однако в настоящий момент эта инициатива не рассматривается.

Арина Раксина (Новые Известия )
16:56 | 27 октября 2014 г.
О проектеРекламаКарта сайта