страхование Военная ипотека: на какое жилье может рассчитывать офицер
инвестиции Как оспорить кадастровую стоимость земли или недвижимости Переоценка обычно целесообразна для коммерческих объектов
кредиты Уже не страшно Новые санкции США не несут ущерба экономике РФ
Аналитика | Экономика | Пять сюрпризов от BRICS, которые могут изменить мир
Поиск
везде
в новостях
в аналитике
в справочнике
Версия для печатиОтправить материал по почте

Пять сюрпризов от BRICS, которые могут изменить мир

Завтра в бразильской Форталезе открывается 6‑й саммит стран BRICS — Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Государства, на которые приходится 42% населения и 28% валового продукта планеты, до сих пор не "отметились" никакими инициативами мирового масштаба. Для них пришло время сформировать глобальную повестку дня.

Новая повестка дня "от BRICS" должна учитывать несколько обстоятельств. Во-первых, она должна касаться тематики, в которой эти страны особо значимы — энергетики, экспорта природных ресурсов, индустриального развития. Во-вторых, эти темы следовало бы позиционировать не в наступательной, а скорее, в оборонительной манере, подчеркивая не только права, но и ответственность новых политических игроков. В-третьих, темам, вносимым в глобальный дискурс, следует изначально придавать глобальный характер. В-четвертых, нужны сюрпризы — предложения, которых от стран BRICS ведущие державы наверняка не ожидают. Вот как могли бы выглядеть такие инициативы.

Альтернатива глобальному потеплению

Экологическая проблематика — одна из навязываемых Западом тем глобальной повестки. Страны BRICS не могут не обращать на нее внимания — среди них находятся как крупнейший в мире производитель энергоносителей, так и главный их потребитель. Экологическая тема должна стать одной из главных, на которых BRICS могут "ворваться" в дискуссию по вопросам устойчивого развития, но основной акцент можно сделать на энергоэффективность: Китаю она нужна для того, чтобы сельское население смогло приобщиться к плодам прогресса раньше, чем вымрет; Индии — для быстрой индустриализации и поддержания конкурентоспособности; России — для сохранения объемов экспорта сырья при сокращении внутреннего потребления; Бразилия занимает уникальную позицию как первопроходец в производстве биотоплива.

Поэтому одной из важных инициатив BRICS могло бы стать переформулирование всей повестки дня, касающейся вопросов глобального потепления и глобальных экологических проблем в целом. Можно пойти и дальше и расширить фокус с энергоэффективности до эффективности использования ресурсов в целом — такой поворот может оказаться очень важным для замены ныне насаждаемой Западом повестки дня в вопросах развития, которая сводится к поддержке локальных сообществ, развитию микрокредитования, информационных технологий и т. д. Связка между экологией и эффективностью, исключение из повестки дня демагогической проблемы глобального потепления и ее замена общемировой программой повышения эффективности использования ресурсов может стать той темой, которая сделает страны BRICS интеллектуальным лидером в обсуждении тематики устойчивого развития к середине XXI века.

Переосмысление финансовых дисбалансов

Не менее важной выглядит возможная инициатива стран BRICS в вопросах осмысления финансовой ситуации, которая сложилась в мире в последние годы. Сегодня Америка и Европа стали глобальными должниками, тогда как Китай (включая Гонконг), Россия, Индия, Бразилия и ЮАР обладают (по состоянию на конец мая 2013 года) валютными резервами в 5,4 трлн долл. Однако нынешняя ситуация неустойчива: с одной стороны, весь рост BRICS во многом обусловлен мягкой политикой США и Европы, не прибегающих к протекционизму и позволяющих товарным ценам расти в долларовом эквиваленте.

Изменение такой политики чревато серьезными потрясениями на глобальной периферии — и в этой ситуации странам BRICS разумно самим поставить вопрос о преодолении глобальных финансовых дисбалансов. Первым шагом на этом пути могло бы стать признание того, что они порождены экономической политикой обеих сторон: с одной стороны, Запада, с другой — стран периферии; и что сегодня страны BRICS готовы поддержать Запад в сложный момент.

Вторым шагом могло бы стать достижение договоренности о конвертации долгов западных стран в активы на территории этих государств, что могло бы снять ограничения на инвестиции из стран BRICS в Европу и США. Наконец, в‑третьих, BRICS, если бы им удалось добиться возможностей для инвестирования в ведущие экономики мира, стали бы естественными лидерами в глазах других периферийных стран. Нынешние финансовые дисбалансы не свидетельствуют о "победе" BRICS над США и ЕС; они скорее напоминают гонку вооружений в эпоху "гарантированного взаимного уничтожения", которое осуществится вне зависимости от того, кто первым начнет отходить от ответственной финансовой политики. Новые инициативы в этой сфере заложили бы определяющий тренд в мировых финансах на ближайшие десятилетия.

Концепция "нового разоружения"

Одна из самых важных проблем — поддержание глобальной безопасности. Запад все больше готов вмешиваться в разнообразные конфликты, попирая традиционно понимаемый суверенитет, да и страны BRICS показывают, что не прочь следовать за ним. Подобный путь бесперспективен. Хотя в 2011–2013 годах в мире не случилось крупных межгосударственных конфликтов, военные расходы всех стран достигли исторического рекорда в 1,84 трлн долл. Да, главным милитаристом остаются США, но КНР в 2012 году заняла второе место после них с показателем в 166,1 млрд долл. и ростом военных трат в 7,5 раза с 2000 года. Россия заявила о намерении потратить на развитие своих вооруженных сил около 20 трлн руб. за период до 2020 года.

Сегодня возобновление "гонки вооружений" чревато крайне опасными последствиями. При этом — как и в случае с экономической мощью — могущество стран BRICS выглядит иллюзорным. Учитывая технологическое развитие Запада и BRICS, не стоит сомневаться, что в случае появления явной угрозы США найдут адекватный ответ даже против Китая. Поэтому рациональным шагом был бы исходящий со стороны стран BRICS призыв к резкому пропорциональному сокращению военных расходов и перенаправлению сэкономленных тем самым средств на помощь бедным странам. Это могло бы удовлетворить все заинтересованные стороны: США, начинающие опасаться китайской угрозы; Европу, которая приветствовала бы гуманитарную направленность инициативы; малоразвитые государства, которые получили бы немалые выгоды от реализации такого плана; и, наконец, сами страны BRICS, экономики которых не столь устойчивы, чтобы выдерживать повышение расходов на военные нужды. Такой шаг стал бы и заявкой на статус "борца за мир во всем мире", место которого давно является вакантным.

Консенсус по вопросам вмешательства

Стоит также упомянуть и вопрос о странах и территориях, которые в последнее время оказываются во многом неуправляемыми и которые политики называют failed states. Двойственное отношение к ним более всего подрывает стабильность современной международной системы: Запад настаивает на первичности прав человека и обосновывает право на вмешательство их частым и массовым нарушением. До последнего времени BRICS выступали за нерушимость и неоспоримость государственного суверенитета и соблюдение принципа невмешательства, но в 2008 году в Грузии и в 2014 году на Украине Россия показала, что ее позиция более гибка, чем казалось ранее. Учитывая, что наша риторика в обоих случаях повторяла ту, что применяли США и НАТО в период миротворческой операции в Косове, можно подумать о попытке предложить и обеспечить принятие на международном уровне унифицированной концепции гуманитарного вмешательства в дела территорий, в которых наблюдается массовое нарушение прав человека, этнические чистки и потеря управляемости. Западу было бы нечего противопоставить такой инициативе, и западная концепция вмешательства могла быть таким образом "перехвачена" и во многом нейтрализована. При этом очевидно, что влияние BRICS в мире существенно выросло бы от реализации нового курса.

Проблема коррупции и "прозрачности"

Развитые страны постоянно упрекают государства BRICS в коррупции. Согласно Индексу восприятия коррупции, Бразилия и ЮАР делят 72‑ю строку в списке самых нетерпимых к коррупции стран, Китай занимает 80‑е место, Индия — 94‑е, а Россия — 127‑е. В данной сфере BRICS постоянно выглядят оправдывающимися — и пора, на мой взгляд, переходить в наступление. Следует признать, что борьба с коррупцией в отдельно взятой стране в условиях всепроникающей глобализации невозможна. Коррупция в BRICS поддерживается готовностью Запада легализовывать награбленное у себя — годовой объем финансовых трансфертов из стран Юга в банки Севера превышает 1 трлн долл.в год. Если бы западные финансовые институты не стремились получать выгоды от такого положения дел, коррупция государственного масштаба в развивающихся странах была бы невозможной.

В таких условиях страны BRICS могли бы выдвинуть инициативу реального объединения усилий периферийных государств и развитых держав по борьбе с коррупцией. Она выглядит реальной: с одной стороны, элиты стран BRICS обеспечили себе контроль над экономикой своих государств на долгие годы и заинтересованы в нормальном функционировании государственного аппарата; с другой — Запад опасается "перелива" "коррупционной культуры" на свою территорию. В данном случае страны BRICS, действуй они быстро и решительно, могли бы перехватить инициативу в решении одного из самых важных и злободневных вопросов нашего времени.

Владислав Иноземцев (RBC Daily )
11:51 | 21 июля 2014 г.
О проектеРекламаКарта сайта